Детский госпитализм: как разлука с матерью влияет на развитие ребенка?

Госпитализм в детском возрасте – расстройства психического и физического развития, возникающие в результате отделения ребенка от мамы, недостатка эмоциональных контактов. Синдром возникает у детей, длительно находящихся в стационарах, а также у воспитанников детских домов. Проявляется апатичностью, вялостью, дефицитом веса, отсутствием гуления и дальнейшей задержкой речевого развития.

Причины

Госпитализм развивается у детей, длительно пребывающих в стационаре, живущих в сиротских домах, посещающих недельные ясли. Также данное расстройство формируется при проживании в социально неблагополучных семьях и в семьях, где матери не оказывают ребенку внимания, холодны в общении, подолгу оставляют малыша одного.

Основной причиной синдрома является дефицит эмоциональных, сенсорных и интеллектуальных контактов со взрослым, к которому развита привязанность либо полное отсутствие такого взрослого в жизни ребенка. Таким образом, существует два варианта ситуаций6 приводящих к госпитализму:

  • долгое нахождение в разлуке с матерью (или другим значимым взрослым – папой, бабушкой и т.д.)
  • отстраненность матери, отсутствие с ней близкого контакта (встречается при алкоголизме, наркомании, психических расстройствах у женщины).

Симптомы

Госпитализм проявляется нарушениями в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Дети первых месяцев жизни не отвечают улыбкой на улыбку другого человека, не фиксируют взгляд на предметах вокруг, не оживляются и не гулят при виде взрослого. У здоровых малышей все эти реакции, называемые комплексом оживления, полностью разворачиваются к 3-4 месяцам. При госпитализме они развиваются к 6-9-месячному возрасту, некоторые звенья могут отсутствовать. Эмоциональная сфера характеризуется частым плачем. Прибавка в весе недостаточная. Удерживание головы и переворачивание на бок возникает позже, чем при нормальном развитии.

Дети с госпитализмом начинают ползать и лепетать к 9-10 месяцам. Запаздывает развитие координации движений. До года отмечается низкий интерес к игрушкам, неспособность их брать и перекладывать из руки в руку. Нет явного стремления к общению, при попытках взрослого установить контакт часто возникает испуг, плач, агрессия. Дети вялы, апатичны, их сон и аппетит нарушены.

В возрасте 2-4 лет госпитализм проявляется нарушением коммуникативных и речевых навыков. Ребенок может начать говорить словами после 14 месяцев, но чаще всего это происходит к 2-3 годам. Фразы состоят из простых команд – «иди», «дай». Интерес к общению остается слабым. Эмоциональная сфера характеризуется либо апатичностью, либо яркими негативными реакциями – плачем, криками, физической агрессией. Игра остается на уровне манипуляций – расчесать куклу, построить башню из кубиков. Дети позже осваивают гигиенические навыки. При отсутствии психолого-педагогической коррекции формируется отставание в интеллектуальном развитии.

Диагностика

Два ключевых метода обследования детей – осмотр и наблюдение. Психиатр проводит опрос людей, занимающихся уходом за ребенком и его воспитанием. Это могут быть родители, родственники, персонал детского дома или стационара. Ребенка обследуют несколько специалистов:

  1. Психиатр проводит оценку психомоторного развития и эмоционально-волевой сферы. Отставание выявляется в ходе проб на установление контакта, выполнение инструкций (просьб), манипулирование предметами.
  2. Невролог определяет состояние мышечного тонуса, выраженность рефлексов, особенности реагирования на свет, звук и тактильные стимулы. Также врач оценивает, насколько сформированы сложные целенаправленные движения, выявляет наличие неврологических болезней.
  3. Психолог проводит более детальную диагностику развития когнитивной сферы (внимания, мышления, памяти), речи. Выявляет страхи, выраженность агрессии, склонность к аутоагрессии.

Лечение

Основа терапии госпитализма – регулярная психолого-педагогическая коррекция и социальная реабилитация. Психолог систематически занимается с ребенком, чтобы повысить уровень развития интеллектуальных функций и речи, сбалансировать эмоционально-волевые качества. Занятия проходят в форме игр, упражнений, уроков творчества. Поддержка педагогов и социальных работников ориентирована на создание полноценных коммуникаций ребенка с мамой или другим близким родственником, на обучение персонала стационаров и детских домов эмоциональному общению с детьми. Некоторым детям требуется сопровождение при адаптации в детском коллективе.

В тяжелых случаях детям с госпитализмом требуется медикаментозное лечение. Используются лекарства, которые способны скорректировать нестабильность эмоций и стимулировать развитие когнитивной сферы (ноотропы, седативные препараты). Параллельно проводится лечение у педиатра, в результате которого ребенок добирает вес, становится более здоровым физически.

Оцените статью
Центр медицинской культуры | Медкульт
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Детский госпитализм: как разлука с матерью влияет на развитие ребенка?
Вирусные гастроэнтериты, особенности течения