Госпитализм в детском возрасте – расстройства психического и физического развития, возникающие в результате отделения ребенка от мамы, недостатка эмоциональных контактов. Синдром возникает у детей, длительно находящихся в стационарах, а также у воспитанников детских домов. Проявляется апатичностью, вялостью, дефицитом веса, отсутствием гуления и дальнейшей задержкой речевого развития.
Причины
Госпитализм развивается у детей, длительно пребывающих в стационаре, живущих в сиротских домах, посещающих недельные ясли. Также данное расстройство формируется при проживании в социально неблагополучных семьях и в семьях, где матери не оказывают ребенку внимания, холодны в общении, подолгу оставляют малыша одного.
Основной причиной синдрома является дефицит эмоциональных, сенсорных и интеллектуальных контактов со взрослым, к которому развита привязанность либо полное отсутствие такого взрослого в жизни ребенка. Таким образом, существует два варианта ситуаций6 приводящих к госпитализму:
- долгое нахождение в разлуке с матерью (или другим значимым взрослым – папой, бабушкой и т.д.)
- отстраненность матери, отсутствие с ней близкого контакта (встречается при алкоголизме, наркомании, психических расстройствах у женщины).
Симптомы
Госпитализм проявляется нарушениями в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Дети первых месяцев жизни не отвечают улыбкой на улыбку другого человека, не фиксируют взгляд на предметах вокруг, не оживляются и не гулят при виде взрослого. У здоровых малышей все эти реакции, называемые комплексом оживления, полностью разворачиваются к 3-4 месяцам. При госпитализме они развиваются к 6-9-месячному возрасту, некоторые звенья могут отсутствовать. Эмоциональная сфера характеризуется частым плачем. Прибавка в весе недостаточная. Удерживание головы и переворачивание на бок возникает позже, чем при нормальном развитии.
Дети с госпитализмом начинают ползать и лепетать к 9-10 месяцам. Запаздывает развитие координации движений. До года отмечается низкий интерес к игрушкам, неспособность их брать и перекладывать из руки в руку. Нет явного стремления к общению, при попытках взрослого установить контакт часто возникает испуг, плач, агрессия. Дети вялы, апатичны, их сон и аппетит нарушены.
В возрасте 2-4 лет госпитализм проявляется нарушением коммуникативных и речевых навыков. Ребенок может начать говорить словами после 14 месяцев, но чаще всего это происходит к 2-3 годам. Фразы состоят из простых команд – «иди», «дай». Интерес к общению остается слабым. Эмоциональная сфера характеризуется либо апатичностью, либо яркими негативными реакциями – плачем, криками, физической агрессией. Игра остается на уровне манипуляций – расчесать куклу, построить башню из кубиков. Дети позже осваивают гигиенические навыки. При отсутствии психолого-педагогической коррекции формируется отставание в интеллектуальном развитии.
Диагностика
Два ключевых метода обследования детей – осмотр и наблюдение. Психиатр проводит опрос людей, занимающихся уходом за ребенком и его воспитанием. Это могут быть родители, родственники, персонал детского дома или стационара. Ребенка обследуют несколько специалистов:
- Психиатр проводит оценку психомоторного развития и эмоционально-волевой сферы. Отставание выявляется в ходе проб на установление контакта, выполнение инструкций (просьб), манипулирование предметами.
- Невролог определяет состояние мышечного тонуса, выраженность рефлексов, особенности реагирования на свет, звук и тактильные стимулы. Также врач оценивает, насколько сформированы сложные целенаправленные движения, выявляет наличие неврологических болезней.
- Психолог проводит более детальную диагностику развития когнитивной сферы (внимания, мышления, памяти), речи. Выявляет страхи, выраженность агрессии, склонность к аутоагрессии.
Лечение
Основа терапии госпитализма – регулярная психолого-педагогическая коррекция и социальная реабилитация. Психолог систематически занимается с ребенком, чтобы повысить уровень развития интеллектуальных функций и речи, сбалансировать эмоционально-волевые качества. Занятия проходят в форме игр, упражнений, уроков творчества. Поддержка педагогов и социальных работников ориентирована на создание полноценных коммуникаций ребенка с мамой или другим близким родственником, на обучение персонала стационаров и детских домов эмоциональному общению с детьми. Некоторым детям требуется сопровождение при адаптации в детском коллективе.
В тяжелых случаях детям с госпитализмом требуется медикаментозное лечение. Используются лекарства, которые способны скорректировать нестабильность эмоций и стимулировать развитие когнитивной сферы (ноотропы, седативные препараты). Параллельно проводится лечение у педиатра, в результате которого ребенок добирает вес, становится более здоровым физически.