Алалия: когда ребенок молчит

Алалия – это нарушение развития речи, проявляющееся неспособностью понимать и/или воспроизводить слова. Является результатом патологии центральной нервной системы, диагностируется в раннем возрасте. Дети с алалией не овладевают полноценной речью, поэтому их коммуникативные навыки ограничены. Многие не способны общаться с окружающими к началу школы. Коррекцией речевых нарушений занимаются логопеды, дефектологи, психологи. Из-за ограничений в общении изменяется эмоциональная сфера таких детей, задерживается интеллектуальное развитие. Распространенность алалии составляет 1 %.

Причины алалии

Алалия возникает в результате диффузного или очагового поражения ЦНС. Причинами этого могут быть неблагоприятные факторы, влияющие на речевые центры мозга в разные периоды развития нервной системы:

  • Беременность. Речевое нарушение провоцируется хронической гипоксией плода, заболеваниями женщины (особенно инфекционными), влиянием токсических веществ из употребленного беременной алкоголя, сигарет, наркотических веществ, медикаментов.
  • Роды. Провоцирующими факторами бывают стремительные или затяжные роды, вакуумная экстракция, асфиксия новорожденного.
  • Младенчество. Недоразвитие речи диагностируется у детей, перенесших травмы головы, нейроинфекции (энцефалиты, менингиты), тяжелые соматические заболевания.

Симптомы алалии

По клиническим проявлениям выделяют три варианта алалии:

  1. Моторная. Недоразвита экспрессивная сторона речи – способность говорить, составлять предложения. Но при этом понимание обращенной речи развито нормально (ребенок реагирует действиями на слова другого человека).
  2. Сенсорная. Симптомы связаны с импрессивной речью – со способностью понимать речь окружающих. При сохранном слухе ребенок не может анализировать высказывания, выделять слово в предложении, улавливать связь между названием и предметом. Вторично нарушается способность говорить.
  3. Смешанная. Такая форма характеризуется сочетанием сенсорных и моторных симптомов. Отсутствует понимание речи и ее произношение. В отличие от сенсорной формы, при которой ребенка можно обучить некоторым словам, при смешанном варианте экспрессивной речи нет.

При тяжелом варианте моторной алалии ребенок произносит лишь отдельные звуки. Слова и предложения не осваивает. Умеренная алалия характеризуется способностью произносить отдельные слова и даже короткие предложения («Мама, дай»). При легком расстройстве высказывания могут быть развернутыми, длинными, но с ошибками, тавтологиями, повторениями слов.

Тяжелая сенсорная алалия проявляется абсолютным непониманием чужой речи и отсутствием реакции на нее. Поэтому нередко ставится ошибочный диагноз тугоухости или аутизма. При умеренной и легкой форме ребенок понимает некоторое количество слов, чаще всего тех, которые родители используют ежедневно, связывают с предметами или ситуациями («Пошли есть», «Клади пижаму в шкаф» и т.д.). Произношение полностью отсутствует или сильно искажено.

Диагностика

Алалия – диагноз из рубрики психических расстройств, поэтому его постановкой занимается психиатр. Но обследование ребенка проводят также и смежные специалисты – невролог, отоларинголог. Необходима дифференциация речевого недоразвития с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, патологиями слуха. Выполняется ряд диагностических процедур:

  1. Неврологический осмотр. Специалист оценивает неврологические симптомы, выявляет возможную причину алалии.
  2. Консультация психиатра. Врач проводит опрос и наблюдение, выявляя признаки алалии.
  3. Исследование слуха. Необходимо исключить тугоухость как причину недоразвития речи. Поэтому проводится аудиометрия, используется метод вызванных потенциалов.
  4. Нейровизаулизация. Если невролог предполагает наличие структурных изменений в головном мозге, может быть назначена МРТ мозга и КТ черепа.

Лечение

Большую значимость представляет раннее начало терапии и ее регулярность. При комплексном подходе назначаются 4 направления лечения:

  1. Медикаменты. Показано использование ноотропов, биологически активных добавок, стимулирующих метаболизм в нервной системе.
  2. Развивающие занятия. Проводятся логопедами, дефектологами, детскими психологами. Направлены на стимуляцию речевого развития, по необходимости – на интеллектуальные функции, эмоции.
  3. Нейропсихологическая коррекция. Нейропсихолог проводит игры и дает упражнения, которые вызывают стимуляцию речевых зон в головном мозге.
  4. Логомассаж. Улучшает работу артикуляционного аппарата, нормализует тонус речевых мышц.

Если лечение проводится правильно, начато не позже 3-4-летнего возраста, то положительная динамика обязательно будет. Дети с легкими формами алалии способны пойти в первый класс в обычную школу.

Оцените статью
Центр медицинской культуры | Медкульт
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Алалия: когда ребенок молчит
Аденоз молочной железы